Новости
13 февраля 2018, 09:34

Что никогда не увидят посетители музея

Мы слишком бедны, чтобы показать свое богатство. Это не парадокс, это – грустная реальность. Новое большое и красивое здание Национальный музей имени Алдан-Маадыр получил ровно десять лет назад – 7 февраля 2008 года. Когда эйфория от переезда прошла, выяснилось, что здание действительно красивое, но маленькое. Очень маленькое. В экспозиционных залах одновременно можно показать только восемь процентов экспонатов, а помещения для фондов уже переполнены. И каждый год фонды увеличиваются еще, по крайней мере, на две тысячи экспонатов…

Предметы не умеют разговаривать

Попасть в фонды музея очень непросто. Для начала надо написать заявление на имя директора музея – только он может решить: разрешить или нет кому-либо пройти в помещения основного хранения. Директор рассмотрит заявление и, предположим, разрешит. Разрешение действует на определенный фонд. Заведующий отделом фондов, получив распоряжение директора, в свою очередь дает распоряжение заведующим конкретными фондами. Если для написания научной работы вам нужны какие-либо экспонаты или фотографии, это все фиксируется, фотографировать можно только конкретно то, на что была заявка, и за определенную плату. Студенты – за 50% этой платы.

Журналистам и проще, и сложнее: «Хочу все сразу, и прямо сейчас!». Проще только в том, что не надо искать конкретный экземпляр, например, наконечники стрел скифского, гуннского и тюркского времени – для сравнения. Сложнее – что глаза разбегаются и хочется сфотографировать абсолютно все. Но без сотрудников музея ценность коллекций не понять.

Даже в залах смотрители всегда могут обратить ваше внимание на тот или иной экспонат. Смотрители – не экскурсоводы, но они знают истинную цену выставленным предметам. Например, в тот же день, когда удалось пройти по фондам, смотритель обратила внимание корреспондента на фигурку буддийских божеств, в зале традиционной выставки «Священные реликвии».

В фондах разных экспонатов огромное множество. Но и здесь подсказки сотрудников музея неоценимы. Вот странный туес оригинальной формы. Оказывается, этот экспонат привез еще Вайнштейн из экспедиции по Тодже. Во всех его книгах есть фотография этого сосуда. А здесь – можно посмотреть «живьем». Три шкафа самоваров пересматривать не стали, но нельзя отказаться от просмотра потрясающих аптара! Эти сундуки-шкафы-комоды, расписанные мастерами из разных кожуунов, никого не оставят равнодушными. А если еще и рассказать, какие аптара где именно сделаны… Иногда их выставляют в разного рода экспозициях. Но это надо еще дождаться времени какой-либо конкретной выставки, чтобы увидеть.

Нет места для истории?

Говорят, что в новых музеях применяют такой метод, как открытые фонды. Но для этого нужны специальные стеклянные витрины. Да и все равно, места для всего не хватит.

Новое здание построили достаточно быстро. Перед сдачей здесь проводили субботники и работали почти все работники культуры. Переезжать начали еще осенью, а 7 февраля открыли музей. Поскольку полноценных выставок сделать все равно бы не успели, приняли решение показать в первую очередь картины. Соорудить конструкции для размещения картин проще, чем делать выставочные витрины. Сотрудникам, которые делают выставки, было немного страшно – как быстро и качественно сделать экспозиции? А сотрудники отдела фондов были очень рады – много места. Это после старого маленького здания казалось, что много места.

В старом здании картины хранились в совершенно неприспособленном месте под крышей. Крыша протекала. И тут уж не до научной работы или реставрации, главное – спасти картины, накрыть их чем только можно, главное, чтобы не намокли.

Сейчас картины в цокольном этаже. Да, не промокают. Но и здесь мало места. Несмотря на оптимальный температурный режим и уровень влажности, условия хранения далеки от совершенства.

Фонды переполнены, каждый год идет пополнение – две тысячи и больше экспонатов. Как-то сразу было понятно, что нужно еще одно здание – для стелария и археологических находок. И стали строить здание рядом. Стали строить новое здание именно для музея. Но министр культуры тех лет вдруг решил, что это здание больше подойдет ЗАГСу и молодежным организациям. То есть, на первом этаже стелы (читай – могильные памятники) на втором – свадебные церемонии и танцы. Почему-то это показалось логичным. Ученые – культурологи, археологи и другие, не перестают говорить, что музею мало места, что нужны новые помещения. Но пока все безрезультатно. Золото скифов – да, это потрясающая выставка, популярность гарантирована. А как насчет того, чтобы представить в музее все исторические эпохи? Материала хватает – он спокойно лежит в тесных помещениях хранения. Не хватает выставочных залов, чтобы показать эти эпохи.

Бедность не позволяет показать богатство

В 1925 году в Туве был кружок «урянховедения» - участники кружка собрали некоторое количество материалов, которые стали экспонатами будущего музея. Сам музей появился в 1929 году. Какое-то время достойного помещения не было вообще, потом он занял здание бывшего театра. Конечно, это помещение тоже было неудобным, но, по тем временам, считалось приличным.

Стали жить богаче – построили действительно хорошее здание (кстати, оборудование его морально устарело и не отвечает новым требованиям) и решили, что теперь все прекрасно. Но и здесь сейчас тесно. Показать все свои сокровища музей не может. Когда будем жить богаче, несомненно, это время рано или поздно наступит, появятся новые помещения, новые возможности показать богатства.

Одним из решений назревшей проблемы могла бы стать организация филиалов музея в кожуунах. Но и здесь не все так просто. Кызыл-Мажалыкский филиал был закрыт в 2016 году – нет подходящего помещения. Мы действительно слишком бедны для того, чтобы показать свои богатства?

Для увеличения-нажмите на фото:

И. Качан

Все фотографии сделаны в Национальном музее Тувы с разрешения директора музея и сотрудников фонда. Отдельная благодарность Уране Нурзат – начальнику отдела фондов за самую потрясающую экскурсию по музею.

comments powered by HyperComments
Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg